Наверх ↑

КУРТ КОБЕЙН:
Чёртов Монтаж

RollingStone.ru — 29 апреля, 2015
текст: Вероника Комарова

RS побывал на российской премьере раскрученного байопика и сравнивает ожидание с реальностью.


Выходу в прокат фильма «Курт Кобейн: чертов монтаж» предшествовал настоящий ажиотаж, разжечь который могли только грамотные маркетологи со смекалкой не хуже, чем у героини последнего фильма Дэвида Финчера «Исчезнувшая». Примерно за год до премьеры картины Фрэнсис Бин Кобейн (якобы обидевшись на глупую реплику Ланы Дель Рей) громко заявляет о себе в прессе, тут же фотограф Джесси Фроман выпускает фотокнигу «Курт Кобейн: Последняя фотосессия» (одноименная выставка его работ была организована в московском универмаге «Цветной», где посетителям предлагалось прикупить футболки и скейтборды с известным черно-белым портретом лидера Nirvana), затем в СМИ начинают один за другим вбрасываться душераздирающие тизеры и интервью с его создателями.

Тронутые ностальгией фанаты гранжа тут же бросились доставать из комодов свои рваные джинсы и кассетные записи, которые они не переслушивали со времен школьных дискотек, а мало знакомые с творчество Кобейна модники помладше, краснея, полезли на Last.fm. Результат — полный аншлаг на премьере фильма на фестивале «Сандэнс» и шквал восторженных рецензий в прессе.

Курт Кобейн — один из тех персонажей (наряду с Элвисом, Мэрилин Монро или Джеймсом Дином), упоминание которого гарантирует любому проекту почти что стопроцентный коммерческий успех. Именно поэтому из десятка существующих кинокартин о жизни и творчестве лидера Nirvana (от художественного фильма Гаса Ван Санта о последних 24 часах жизни музыканта до документального «Курт и Кортни», в котором приводятся доказательства того, что Курт был убит) до сих пор не было ни одного «официального» фильма, созданию которого способствовала бы семья умершей звезды и его вдова (и наследница) Корти Лав в частности.

В этом плане режиссер картины Бретт Морген заслуживает награды в первую очередь за свои бесподобные коммуникативные навыки, позволившие ему войти в доверие к одной из самых строптивых и расчетливых бизнес-леди Голливуда, взять ее дочь Фрэнсис Бин себе в партнеры и получить доступ к уникальному аудио, фото и видео архиву семьи Кобейн, который до 2007 года хранился за семью замками в ожидании наилучшего (и наивыгоднейшего) предложения. И это при том, что уже несколько лет Лав норовит лично заняться съемками художественного фильма о Кобейне (по слухам, на роль ее мужа претендовали Робер Паттинсон и Райан Гослинг).

Восьмилетняя история создания картины и вся развернувшаяся вокруг нее медиа-шумиха вполне заслуживают отдельного документального фильма, который смог бы достойно конкурировать с оригиналом. «Курт Кобейн: чертов монтаж» — это классическая рок-документалка о большом таланте из глубинки с ранимой душой и полным букетом комплексов, сюжет которой строится по схеме: «несчастное детство — знакомство с панк-роком — знакомство с наркотиками — достижение всемирной славы — смерть».

Винтажные кадры с гиперактивным белобрысым мальчуганом, посылающим в камеру воздушные поцелуи, сменяются депрессивными пейзажами его родного Абердина, вставками из интервью с родителями Курта, его первой девушкой Трейси Марандер (тучной седеющей дамой, которая, кажется, неплохо кормится от своих душещипательных воспоминаний) и архивными записями первых домашних концертов Nirvana, зрителями которых становилась пара скучающих друзей.

Недостающую документальную хронику Морген решил компенсировать за счет анимации (рисованный Кобейна рассказывает о своем подростковом одиночестве, недостатке секса и первой попытке самоубийства) и хаотично смонтированного видеоряда с крутящимися газетными вырезками, кадрами из кинофильмов тех времен и ожившими при помощи компьютерных технологий рисунками Кобейна, взятыми из его рукописных дневников (в какой-то момент от обилия ярких картинок на экране начинает кружится голова).

Учитывая то, что большую часть документальной хроники (вроде тех кадров, где Кобейн в белом халате и желтом парике заявляется на сцену фестиваля Рединг в инвалидном кресле) можно с легкостью отыскать на YouTube, подобный фильм, при наличии определенных технических знаний и времени, мог бы смонтировать любой школьник. Хотя, вполне возможно, эффект «фан-видео» был частью художественного замысла Моргена.

Интерес «нирваноманов» с энциклопедическими знаниями могут зацепить разве что пикантные и очень смешные ролики из личного архива молодоженов Лав-Кобейн, снятые до и после рождения их дочери Фрэнсис Бин, где Кортни в очередной раз использует момент, чтобы продемонстрировать свою обнаженную грудь, а Курт, напялив розовое свадебное платье, пародирует Гитлера. Затем они голышом катаются на спинах друг у друга, крушат все, что попадается им под руку, и выглядят при этом вполне счастливо. «Мы были настолько влюблены друга в друга, что совсем не задумывались о материалистических вещах», — позже скажет Лав в интервью, оправдывая полный бардак, царивший в их тогдашней лос-анджелесской квартире (впрочем, сегодня любой желающий может снять эту комнату на Airbnb за 200 фунтов за ночь).

Отсутствие интервью с Дэйвом Гролом можно списать на его бесконечные конфликты с Лав и на занятость собственным документальным проектом, однако почему Морген не удосужился пообщаться ни с Чэдом Ченнингом и Пэтом Смиром, ни с представителями лейбла Sub Pop, не очень понятно. Из оригинального состава Nirvana режиссеру удалось заманить в кадр разве что Криста Новоселича, который после гибели Кобейна увлекся политикой и практически полностью утратил свою былую игривость (рассуждая серьезным тоном о причинах наркозависимости Кобейна, басист восседает в гостиной своего элегантного коттеджа посреди зеленого лесного пейзажа).

Среди неоспоримых плюсов картины — возможность использовать оригинальные записи Nirvana в качестве саундтрека (чего были лишены создатели байопика Джими Хендрикса) и крутить на большом экране фрагменты их самых известных живых выступлений, включая акустический концерт MTV Unplugged и шоу 1991 года в театре Paramount, что заставляет зрителей искренне сожалеть о том, что в свое время эту группу обошел вниманием Мартин Скорсезе.

В фильме есть трогательный эпизод, где бледный и истощенный Курт берет дрожащими руками камеру и направляет ее на сидящую в ванной обнаженную Кортни с малышкой Фрэнсис на руках. «Мне кажется, я сейчас счастлива», — с неожиданной искренностью улыбается Лав, и мы слышим одобрительные смешки Курта за кадром.

С момента гибели музыканта в 1994-м году его черно-белый портрет с подписью «I Hate Myself And Want To Die» превратился в один из самых узнаваемых и дорогостоящих товарных знаков в музыкальной индустрии. Морген же стал чуть ли не первым, кто попытался разрушить этот устоявшийся образ депрессивного джанки и представил миру жизнерадостного Кобейна с отличным чувством юмора и многосторонними талантами, который, несмотря на все свои болячки и пагубные пристрастия, старался не терять оптимизма и быть хорошим отцом для своего ребенка. За это, безусловно, режиссеру стоит сказать спасибо.


:::: Источник: RollingStone.ru