|
КУРТ
КОБЕЙН:
Чёртов Монтаж
RollingStone.ru — 29 апреля, 2015
текст: Вероника Комарова
RS
побывал на российской премьере раскрученного байопика и сравнивает
ожидание с реальностью.
Выходу в прокат фильма «Курт Кобейн: чертов
монтаж» предшествовал настоящий ажиотаж, разжечь который могли
только грамотные маркетологи со смекалкой не хуже, чем у героини
последнего фильма Дэвида Финчера «Исчезнувшая». Примерно за
год до премьеры картины Фрэнсис Бин Кобейн (якобы обидевшись
на глупую реплику Ланы Дель Рей) громко заявляет о себе в прессе,
тут же фотограф Джесси Фроман выпускает фотокнигу «Курт Кобейн:
Последняя фотосессия» (одноименная выставка его работ была организована
в московском универмаге «Цветной», где посетителям предлагалось
прикупить футболки и скейтборды с известным черно-белым портретом
лидера Nirvana), затем в СМИ начинают один за другим вбрасываться
душераздирающие тизеры и интервью с его создателями.
Тронутые ностальгией фанаты гранжа тут же
бросились доставать из комодов свои рваные джинсы и кассетные
записи, которые они не переслушивали со времен школьных дискотек,
а мало знакомые с творчество Кобейна модники помладше, краснея,
полезли на Last.fm. Результат — полный аншлаг на премьере фильма
на фестивале «Сандэнс» и шквал восторженных рецензий в прессе.
Курт Кобейн — один из тех персонажей (наряду
с Элвисом, Мэрилин Монро или Джеймсом Дином), упоминание которого
гарантирует любому проекту почти что стопроцентный коммерческий
успех. Именно поэтому из десятка существующих кинокартин о жизни
и творчестве лидера Nirvana (от художественного фильма Гаса
Ван Санта о последних 24 часах жизни музыканта до документального
«Курт и Кортни», в котором приводятся доказательства того, что
Курт был убит) до сих пор не было ни одного «официального» фильма,
созданию которого способствовала бы семья умершей звезды и его
вдова (и наследница) Корти Лав в частности.
В этом плане режиссер картины Бретт Морген
заслуживает награды в первую очередь за свои бесподобные коммуникативные
навыки, позволившие ему войти в доверие к одной из самых строптивых
и расчетливых бизнес-леди Голливуда, взять ее дочь Фрэнсис Бин
себе в партнеры и получить доступ к уникальному аудио, фото
и видео архиву семьи Кобейн, который до 2007 года хранился за
семью замками в ожидании наилучшего (и наивыгоднейшего) предложения.
И это при том, что уже несколько лет Лав норовит лично заняться
съемками художественного фильма о Кобейне (по слухам, на роль
ее мужа претендовали Робер Паттинсон и Райан Гослинг).
Восьмилетняя история создания картины и вся
развернувшаяся вокруг нее медиа-шумиха вполне заслуживают отдельного
документального фильма, который смог бы достойно конкурировать
с оригиналом. «Курт Кобейн: чертов монтаж» — это классическая
рок-документалка о большом таланте из глубинки с ранимой душой
и полным букетом комплексов, сюжет которой строится по схеме:
«несчастное детство — знакомство с панк-роком — знакомство с
наркотиками — достижение всемирной славы — смерть».
Винтажные кадры с гиперактивным белобрысым
мальчуганом, посылающим в камеру воздушные поцелуи, сменяются
депрессивными пейзажами его родного Абердина, вставками из интервью
с родителями Курта, его первой девушкой Трейси Марандер (тучной
седеющей дамой, которая, кажется, неплохо кормится от своих
душещипательных воспоминаний) и архивными записями первых домашних
концертов Nirvana, зрителями которых становилась пара скучающих
друзей.
Недостающую документальную хронику Морген
решил компенсировать за счет анимации (рисованный Кобейна рассказывает
о своем подростковом одиночестве, недостатке секса и первой
попытке самоубийства) и хаотично смонтированного видеоряда с
крутящимися газетными вырезками, кадрами из кинофильмов тех
времен и ожившими при помощи компьютерных технологий рисунками
Кобейна, взятыми из его рукописных дневников (в какой-то момент
от обилия ярких картинок на экране начинает кружится голова).
Учитывая то, что большую часть документальной
хроники (вроде тех кадров, где Кобейн в белом халате и желтом
парике заявляется на сцену фестиваля Рединг в инвалидном кресле)
можно с легкостью отыскать на YouTube, подобный фильм, при наличии
определенных технических знаний и времени, мог бы смонтировать
любой школьник. Хотя, вполне возможно, эффект «фан-видео» был
частью художественного замысла Моргена.
Интерес «нирваноманов» с энциклопедическими
знаниями могут зацепить разве что пикантные и очень смешные
ролики из личного архива молодоженов Лав-Кобейн, снятые до и
после рождения их дочери Фрэнсис Бин, где Кортни в очередной
раз использует момент, чтобы продемонстрировать свою обнаженную
грудь, а Курт, напялив розовое свадебное платье, пародирует
Гитлера. Затем они голышом катаются на спинах друг у друга,
крушат все, что попадается им под руку, и выглядят при этом
вполне счастливо. «Мы были настолько влюблены друга в друга,
что совсем не задумывались о материалистических вещах», — позже
скажет Лав в интервью, оправдывая полный бардак, царивший в
их тогдашней лос-анджелесской квартире (впрочем, сегодня любой
желающий может снять эту комнату на Airbnb за 200 фунтов за
ночь).
Отсутствие интервью с Дэйвом Гролом можно
списать на его бесконечные конфликты с Лав и на занятость собственным
документальным проектом, однако почему Морген не удосужился
пообщаться ни с Чэдом Ченнингом и Пэтом Смиром, ни с представителями
лейбла Sub Pop, не очень понятно. Из оригинального состава Nirvana
режиссеру удалось заманить в кадр разве что Криста Новоселича,
который после гибели Кобейна увлекся политикой и практически
полностью утратил свою былую игривость (рассуждая серьезным
тоном о причинах наркозависимости Кобейна, басист восседает
в гостиной своего элегантного коттеджа посреди зеленого лесного
пейзажа).
Среди неоспоримых плюсов картины — возможность
использовать оригинальные записи Nirvana в качестве саундтрека
(чего были лишены создатели байопика Джими Хендрикса) и крутить
на большом экране фрагменты их самых известных живых выступлений,
включая акустический концерт MTV Unplugged и шоу 1991 года в
театре Paramount, что заставляет зрителей искренне сожалеть
о том, что в свое время эту группу обошел вниманием Мартин Скорсезе.
В фильме есть трогательный эпизод, где бледный
и истощенный Курт берет дрожащими руками камеру и направляет
ее на сидящую в ванной обнаженную Кортни с малышкой Фрэнсис
на руках. «Мне кажется, я сейчас счастлива», — с неожиданной
искренностью улыбается Лав, и мы слышим одобрительные смешки
Курта за кадром.
С момента гибели музыканта в 1994-м году
его черно-белый портрет с подписью «I Hate Myself And Want To
Die» превратился в один из самых узнаваемых и дорогостоящих
товарных знаков в музыкальной индустрии. Морген же стал чуть
ли не первым, кто попытался разрушить этот устоявшийся образ
депрессивного джанки и представил миру жизнерадостного Кобейна
с отличным чувством юмора и многосторонними талантами, который,
несмотря на все свои болячки и пагубные пристрастия, старался
не терять оптимизма и быть хорошим отцом для своего ребенка.
За это, безусловно, режиссеру стоит сказать спасибо.
|